Генеральное консульство Российской Федерации в Гётеборге (Швеция)
Телефон: +46 31 40 80 84
/

Полезная информация

Основными нормативно-правовыми актами, регулирующими наследственные отношения в Швеции, являются Кодекс о наследовании (Ärvdabalk (1958:637) и Закон о международных правовых отношениях, касающихся наследства (Lagen om internationella rättsförhållanden rörande dödsbo (1937:81).

В соответствии с действующим законодательством Швеции срок принятия наследства, как правило, ограничен тремя месяцами, однако при наличии уважительных причин, например, при отсутствии завещания и данных о возможных наследниках по закону, срок может быть продлен. Заявить об открывшемся наследстве необходимо через Налоговую службу Швеции, заполнив бланки установленного образца после проведения процедуры описи известного наследственного имущества. Как правило, для этих целей наследники прибегают к услугам профессиональных адвокатов, разбирающихся в тонкостях процедур, связанных с определением состава наследственного имущества и круга наследников при отсутствии завещания, а также выявления возможных обременений в отношении наследственного имущества. По информации юристов, специализирующихся на вопросах наследственного права, полномочия консульских должностных лиц в отношении наследственного имущества, оставшегося после смерти российских граждан на территории Швеции, по сути, сводится к оказанию содействия местным властям в розыске возможных наследников на территории России. В случае отсутствия данных о возможных наследниках на территории России список неразделенного имущества наследодателя направляется в Налоговую службу представителями местных властей.

Если на момент смерти наследодатель состоял в официально зарегистрированном браке, то переживший супруг полностью наследует имущество умершего. При этом к наследству умершего супруга относится половина их совместно нажитого имущества, другая – уже принадлежит пережившему супругу на праве собственности.

В случае, если после смерти человека не осталось пережившего супруга, либо не оставлено завещание, либо супруги не заключали брачный договор или соглашение о разделе имущества, наследники по закону призываются к наследованию в следующем порядке очередности (первая, вторая и третья очередь наследования):

  1. дети и внуки покойного (прямые наследники);
  2. родители, братья и сестры покойного, а также их дети;
  3. дедушки и бабушки покойного.

Наследство распределяется в равных долях между наследниками внутри каждой очереди наследования и переходит к наследникам следующей очереди только в том случае, если в предыдущей очереди не осталось ни одного наследника. В случае, если после смерти одного из супругов имеются наследники первой и второй очереди, переживший супруг наследует оставшуюся часть совместного имущества на праве полного владения и распоряжения. Данное право позволяет получателю наследства продать, подарить, использовать или уничтожить имущество по своему усмотрению. Основное его отличие от права собственности состоит в том, что право владения не переходит по наследству.

Если у умершего лица нет наследников первой, второй или третьей очереди и не составлено завещание, то все наследственное имущество переходит в государственный фонд – Всеобщий фонд наследования (Allmänna arvsfonden). Его средства, в свою очередь, распределяются между некоммерческими и благотворительными организациями, оказывающими помощь нуждающимся детям, молодежи и лицам с ограниченными возможностями.

Начиная с 1 января 2005 г. получение имущества по праву наследования не облагается в Швеции налогами.

Наследодатель может составить завещание. В этом случае получателем наследства могут быть как физические, так и юридические лица (государство, коммуна, различные общества, организации, фонды и т.д.).

Особенностью шведского законодательства в области наследования является то, что оно не предусматривает обязательного нотариального удостоверения завещания. В обычном случае завещание должно быть составлено завещателем в письменной форме и подписано в присутствии двух свидетелей, которые заверяют подлинность подписи лица, составившего завещание. По желанию завещание может быть составлено юристом или адвокатом, но и в этом случае оно заверяется двумя свидетелями. Копия такого завещания может храниться в юридической или адвокатской конторе.

Действующий закон предусматривает возможность отмены или изменения завещания. Если по тем или иным причинам было составлено несколько завещаний, то юридическую силу имеет последнее в соответствии с датой подписания. По шведскому законодательству завещатель не может полностью лишить наследства прямых наследников по закону. В любом случае, даже если все имущество завещано третьим лицам, прямые наследники имеют право на обязательную долю в наследстве. При этом для того, чтобы ее получить, они должны обратиться в суд в установленном законом порядке.

Наследник имеет возможность отказаться от права наследования еще при жизни наследодателя (такой отказ должен быть обязательно сделан в письменной форме). Прямые наследники, даже отказавшись от своего права наследования, как правило, сохраняют право на обязательную долю в наследстве.

Список неразделенного имущества покойного составляется в присутствии пережившего супруга и наследников по закону или по завещанию. Этот документ, включающий все движимое и недвижимое имущество, а также долги наследодателя на день его смерти, направляется для регистрации в Налоговую службу. В соответствии с действующими правилами из наследственной массы прежде всего должны быть оплачены все долги кредиторов. Если этой суммы недостаточно, то долги не переходят ни на пережившего супруга, ни на наследников, а списываются кредиторами после получения подтверждающих документов, зарегистрированных в установленном порядке в Налоговой службе.

Оставшееся имущество после оплаты всех долгов распределяется сначала в денежных средствах, а затем в натуре между наследниками. В спорных случаях эти вопросы решаются в суде, который назначает распорядителя наследственным имуществом.

Идентификация граждан в информационных ресурсах Российской Федерации осуществляется на основании страхового номера индивидуального лицевого счета (далее – СНИЛС), используемого для обработки сведений о физическом лице в системе индивидуального (персонифицированного)   учета,   а   также    для   идентификации   сведений   о физическом лице и аутентификации физического лица при предоставлении государственных и  муниципальных  услуг   и  исполнении  государственных и муниципальных функций.

СНИЛС присваивается гражданину при регистрации сотрудниками ПФР в системе индивидуального (персонифицированного) учета его данных, указанных им при заполнении формы «Анкета зарегистрированного лица» (далее – анкета), утвержденной приложением № 1 к постановлению Правления Пенсионного фонда Российской  Федерации  от   27  сентября  2019 года № 485п.

Бланк анкеты  может  быть   распечатан  с  интернет-сайта  ПФР   pfrf.ru в разделе «Жизненные ситуации» → «СНИЛС» → «Как получить, заменить или   восстановить   СНИЛС»    →   «Как   получить    СНИЛС   взрослым» → «Анкета»      либо      «Гражданам»   →   «Будущим      пенсионерам»   → «Персонифицированный учет пенсионных прав граждан» → «Как получить, заменить или  восстановить СНИЛС»  →  «Как получить СНИЛС взрослым» → «Анкета».

Анкета заполняется буквами русского алфавита, четким почерком, без исправлений на основании документа, удостоверяющего личность гражданина (в том числе на основании заграничного паспорта гражданина Российской Федерации), действующего на момент подачи документов. Правильность указанных в анкете сведений подтверждается подписью гражданина (нотариального свидетельствования подлинности подписи не требуется).

Граждане, у которых отсутствует СНИЛС, для его получения могут подать заполненную анкету в любой территориальный орган ПФР лично либо через своего представителя или направить ее почтой по адресу: 119991, г.Москва, ул.Шаболовка, д.4, ГСП – 1. Анкета также может быть направлена в ПФР по факсу на номер +7 (495) 987-80-70 или через онлайн-приемную на официальном сайте ПФР (pfrf.ru → «Центр консультирования» → «В онлайн- приемной ПФР» → «Гражданам, проживающим за пределами Российской Федерации»).

При представлении анкеты непосредственно в орган ПФР гражданин должен также предъявить документ, удостоверяющий личность.

При направлении гражданином анкеты по почте, факсом или через онлайн-приемную к ней дополнительно прилагается копия документа, удостоверяющего личность заявителя (достаточно приложить только копии страниц, подтверждающих информацию, указанную в анкете). Верность таких     копий     должна     быть     засвидетельствована     в     соответствии   с   действующим   российским   законодательством   в    области нотариата1. В случае если документ, удостоверяющий личность, выдан полномочным органом иностранного государства, соответствующие страницы должны  быть также переведены на русский язык, а верность перевода – засвидетельствована нотариально.

Для получения из ПФР документа, содержащего информацию о номере индивидуального лицевого счета гражданина, к анкете необходимо также приложить заявление в произвольной форме с указанием почтового адреса либо адреса электронной почты для его направления.

Данный алгоритм действий применяется в отношении лиц, которые ранее не обращались в ПФР за получением СНИЛС либо утратили соответствующие    данные,     несовершеннолетних    детей,     родившихся   за     рубежом,      оформивших/приобретших      российское      гражданство   в дипломатических представительствах и консульских учреждениях Российской Федерации в установленном порядке и никогда не проживавших в России, а также лиц, никогда не документировавшихся внутренними российскими паспортами.

За дополнительными разъяснениями о порядке получения СНИЛС необходимо обращаться по многоканальному телефону ПФР

+7 (495) 987-80-30.


1. В соответствии с пунктом 17 Административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по приему от граждан анкет в целях регистрации в системе обязательного пенсионного страхования, в том числе по приему от застрахованных лиц заявлений об обмене или о выдаче дубликата страхового свидетельства, утвержденного постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 12 февраля 2019 года № 39п